вторник, 12 мая 2009 г.

Восковые двойники.

Женщина, которой удалось возвысить смерть до уровня Истории.
Когда нет возможности путешествовать, а очень хочется, то можно сесть за компьютер, набрать нужные слова в поисковике и погрузиться в мечты. Вот, я помаленьку и составляю список мест, которые я бы хотела увидеть. Возглавит его "Музей мадам Тюссо". Что ж, для начала надо ознакомиться с историей его возникновения, а потом посмотрим...
Шел 1761 год, это время ничем не примечательно в мировой истории, но все же, именно, тогда в Страсбурге появилась на свет девочка, которую назвали Мари. И уж, точно, никто не подозревал, что эта девчушка прославиться на весь мир своими восковыми коллекциями.
Ее отец, Иоган-Жозеф Гросхольц, быстро покинул семью, оставив дочери, только законное имя, хотя, в то время и этого было достаточно.
Мать девочки, Анна, быстро закрутила роман с молодым, образованным Филиппом Кюртюс. Он предложил ей вместе с ребенком переехать в Париж, где он всем представлялся, как анатомист. Расплывчатая профессия, включающая в себя, как некоторые познания в медицине, так и в лепке из воска.
Как это не странно, но Филипп привязался к девочке, и она нашла в его лице заботливого отца, а в дальнейшем и хорошего учителя.
Шло время и Мари, понемногу приобщалась к делу отчима. Вначале, он показывал ей, как нужно лепить цветы и фрукты из воска, затем сюжеты становятся более сложными. Мари, оказалась достойной ученицей и быстро освоилась с таким хрупким и непокорным материалом, как воск. Также, параллельно, она научилась шить, рисовать и моделировать прически.
Поворотный момент в судьбе Мари и ее учителя произошел в 1778 г. В то время, во Франции остановился великий философ Вольтер, который согласился позировать Кюртюсу. Для Мари, это был первый урок моделирования лица - самого трудного элемента человеческой фигуры.
Спустя два месяца мудрец умирает и Кюртюс решает воспользоваться этим печальным событием. Он изготавливает бюст философа и выставляет его в витрине магазина, тем самым привлекая покупателей, да и просто зрителей, желавших проститься с великой личностью.
Мари, приближается к своему двадцатилетию и смело входит в мир предпринимательства. Она уже полностью освоилась в своей профессии, став отличным скульптором. Также, она сама ведет финансовые документы и торгуется с продавцами, необходимых ей материалов.
Наступает 1789 г. - кровавый год в истории Франции. Дела у Мари, идут плохо, французам не до искусства, выставка пустуют. Неожиданно, фортуна улыбается ей, правда, печальной улыбкой. В 1790 г. умирает Бенжамин Франклин, в память которого Национальная Ассамблея Франции объявила траур. Мари, вспомнив историю с Вольтером, решает ее повторить. Тот час она моделирует его бюст и устанавливает его перед входом в галерею. В течение многих дней, поток людей, приходивших в галерею не уменьшался.
Год спустя Париж прощается с еще одним любимцем - Мирабо. Мари вновь повторяет свой опыт и несмотря на эти грустные события, галерея приобретает известность, и как следствие возрастает прибыль.
Кульминацией в ее деятельности стало убийство Марата, сторонницей короля Шарлоттой Кордей. Представители власти, привели Мари к месту убийства для снятия слепка. Пока, ее руки, уверенными движениями снимали слепок, глаза пытались до мельчайших подробностей запомнить лицо молодой женщины, стоящей в окружении солдат. Придя, в мастерскую Мари сделала маску-муляж Шарлотты. Неожиданно, Мари осеняет, что эта девушка без своей жертвы не представляет ничего интересного. Они должны быть вместе. Родилась идея создания не только фигур, но и отдельных сцен, воспроизводящих ключевые моменты истории. Так было положено начало её будущей коллекции.
Погруженная в работу, Мари не забывает и о личной жизни. В 1795 г. она выходит замуж за Франсуа Тюссо. Мари становится матерью двух сыновей: Жозеф и Франсис.Брак был не очень счастливым. Мари ждала от мужа поддержки, а он оказался любителем выпить и поиграть в карты.
В это же время, Жозефина, будущая императрица, заказывает у Мари бюст своего знаменитого мужа - Наполеона. Оригинал был преподнесен императрицы, а муляж остался у Мари, присоединившись к другим маскам:Жан-Жак Руссо, Вольтер, казненные Луи XVI и Мария Антуанетта.
Все более частыми становятся ссоры с мужем, который распускал на ветер наследство детей. Этого простить Мари ему не могла и решила эмигрировать в Великобританию. В 1802 году она приезжает в Лондон, где и начинается настоящее перевоплощение Мари Гросхольц в Мадам Тюссо, у которой есть все необходимое, для того, чтобы начать свой путь сначала: опыт, талант, репутация и , наконец, деньги.
Мари, понимает, что английская история, не менее занимательна, чем французская: Ричард Львиное Сердце и Генрих VII, Мария Стюарт и Мария Тюдор, Кромвель и английская революция. Она сразу же принимается за работу, моделируя этих персонажи. Англичане, влюбленные в свою историю, по достоинству оценили ее труд.
Она гастролирует со своей выставкой: Англия и Шотландия, Ирландия и Уэльс. Изо дня в день, из года в год. Каждый новый сезон открывался новыми фигурами .
Подрастают и становятся помощниками сыновья, успешно переняв ее опыт.
В 1830г. произошло событие, которому Мари очень рада: женился ее сын Франсис, а рождение его первенца побудило в ней необыкновенные чувства.
Она впервые осознает, что находится во главе рода, который измеряется уже тремя поколениями и которого ждет интересное будущее. В голову ей приходит неожиданная мысль: почему бы не начать моделировать детские фигуры - принцы, принцессы, наследники короны. Некоторые из них были убиты в борьбе за престол. Вырисовывались интересные сюжеты. Самым ярким воплощением этой идеи стала тринадцатилетняя девочка с большими голубыми глазами - Виктория, будущая королева Великобритании, посетившая выставку в 1833 году.
Быть частью коллекции мадам Тюссо при жизни становится престижно. Ее экспозиции с восторгом принимают в каждой стране. Ведь, в то время, когда о фотографиях и кинематографе еще не было и речи, для миллионов людей, она предоставляла единственную возможность увидеть историю. Это был триумф!
Она ведет кочевой образ жизни, к которому уже давно привыкла, но ее сыновья, у которых уже были семьи, хотят изменить такой образ жизни и предлагают ей создать стационарную выставку. Мари понадобилось время, чтобы привыкнуть к этой мысли, и все же в 1835 г. она дает свое согласие.
Они покупают дом в Лондоне и открывают в нем музей. И, когда вошли первые посетители, Мари поняла, что дети были правы, только так можно было увидеть и по-настоящему оценить их многолетний труд.

Мудрость и интуиция не обманули ее. Дело, которое она начала в XVIII столетии, превратилось в огромную империю развлечений в XXI веке. Род Тюссо процветает, правнуки продолжают дело своей великой прабабушки, открыв музеи под именем Мадам Тюссо в Амстердаме, Гонконге, Лас-Вегасе и Нью-Йорке. Не говоря о “копиях”, появившихся в Париже, Санкт-Петербурге и других городах мира.

3 комментария:

Andrii комментирует...

Легендарная личность в которой смешался талант скульптора, анатома, предпринимателя!!!

Andrii комментирует...

СПАСИБО!!! Как всегда радуешь нас историческими личностьями!!!

Sweet_Attrition комментирует...

ЖАН, это точно, Великая женщина, все ей удавалось, а если и случались провалы, она не сдавалась. Спросить бы у нее рецептик успеха;))